Изменения в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" с 01.01.2015

 С 01.01.2015 ГОДА ВСТУПАЮТ В СИЛУ ИЗМЕНЕНИЯ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН «ОБ ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ».

 

     С 01.01.2015 года устанавливается механизм дифференцирования предприятий по значимости воздействия на окружающую среду (далее - ОС)  для применения к ним пропорциональных мер государственного регулирования.

     Закон устанавливает 4 категории объектов, оказывающих негативное воздействие на ОС:

    - объекты I категории - оказывающие значительное негативное воздействие на ОС и относящиеся к областям применения наилучших доступных технологий;

    - объекты II, III и IV категории - оказывающие соответственно умеренное, незначительное и минимальное негативное воздействие на ОС;

     Критерии, на основании которых осуществляется отнесение объектов, оказывающих негативное воздействие на ОС, к объектам I, II, III и IV категорий, будут устанавливаться Правительством Российской Федерации.

     Присвоение объекту, оказывающему негативное воздействие на ОС, соответствующей категории осуществляется при его постановке на государственный учет.

     В течение двух лет, т.е. до 01.01.2017 года юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность, обязаны поставить на государственный учет принадлежащие им на установленном законом праве объекты, оказывающие негативное воздействие на ОС.

     В целях учета планируется создать и вести реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на ОС, который будет состоять из федерального госреестра и региональных госреестров.

     В целях стимулирования юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность, к проведению мероприятий по снижению негативного воздействия на ОС и внедрению наилучших доступных технологий при исчислении платы за негативное воздействие на ОС к ставкам такой платы с 1 января 2020 года будут применяться стимулирующие коэффициенты:

«0» - при условии соблюдения технологических нормативов при сбросе или выбросе после внедрения наилучших доступных технологий и за объем или массу отходов производства и потребления, подлежащих накоплению в соответствии с технологическим регламентом;

 «1» - при сбросе или выбросе загрязняющих веществ в пределах нормативов допустимых выбросов, сбросов и за объем или массу отходов производства и потребления размещенных в пределах лимитов на их размещение;

 «25» - при сбросе или выбросе загрязняющих веществ в пределах временно разрешенных выбросов, временно разрешенных сбросов и за объем или массу отходов производства и потребления, размещенных с превышением установленных лимитов на их размещение;

 «100» - применяются для объектов I и II категории за превышение установленных для них объемов или массу выбросов, сбросов загрязняющих веществ.

     С 1 января 2019 года плата за размещение отходов производства и потребления не будет взиматься с лиц, которые разместили отходы производства и потребления на объектах размещения отходов, исключающих негативное воздействие на ОС.

     Установлен принцип нормирования допустимого воздействия на ОС на основе показателей наилучших доступных технологий (далее НДТ). НДТ – это технология производства продукции (товаров), выполнения работ, оказания услуг, определяемая на основе современных достижений науки и техники и наилучшего сочетания критериев достижения целей охраны окружающей среды, при условии наличия технической возможности ее применения.

      Определение технологических процессов, оборудования, технических способов, методов в качестве наилучшей доступной технологии для конкретной области применения осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

     С 01.01.2020 года вводятся ограничения на выдачу разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию, который является объектом, оказывающим негативное воздействие на ОС, и относится к областям применения НДТ. Ограничения применяются в случае, если на указанном объекте применяются технологические процессы с технологическими показателями, превышающими технологические показатели наилучших доступных технологий.

     Вместо привычных лимитов на выбросы и сбросы, которые являлись временными решениями для обеспечения функционирования промышленных предприятий, когда нормативное регулирование предъявляет к ним невыполнимые требования, будут устанавливаться временно разрешенные  сбросы и выбросы при условии подготовки плана мероприятий по снижению негативного воздействия на ОС, ограниченного семилетним сроком.

     Вместо разрешения на размещение, выброс или сброс будет выдаваться комплексное экологическое разрешение для лиц, использующих объекты, относящиеся к 1 категории.

     Лица, осуществляющие хозяйственную деятельность на объектах 2 категории, обязаны будут представлять декларации о воздействии на ОС.

     Для объектов 1,3,4 категорий представление декларации о воздействии на ОС не требуется.

     Для лиц с объектами 3 категории, наряду с теми, кто эксплуатирует объекты 1 и 2 категории, необходимо разрабатывать и утверждать программу производственного экологического контроля.

     Лицам, обязанным вносить плату за загрязнение ОС, включенным в план мероприятий по ООС, согласованный в установленном порядке  предоставлена возможность вычитать из суммы платы затраты на реализацию мероприятий по снижению негативного воздействия на ОС.  При этом уменьшение возможно в пределах исчисленной платы, а если затраты не учтены при исчислении платы в отчетном периоде у плательщика есть возможность учесть затраты в последующих периодах, но в пределах срока выполнения согласованного плана мероприятий или программы повышения экологической эффективности.

     Законом предусмотрено с 01.01.2018 года для объектов 1 категории обязательное оборудование источников сбросов и выбросов автоматическими средствами измерения объемов выбросов и концентрации загрязняющих веществ, а также техническими средствами передачи информации в единую систему госэкомониторинга.     


Список статей