Порядок проведения общественных обсуждений объекта государственной экологической экспертизы

Всегда, при подготовке материалов для государственной экспертизы, приходиться столкнуться с процедурой проведения общественных обсуждений. Как правильно все организовать, чтобы не потерять время и деньги? Об этом расскажем в нашей статье. 

В соответствии со статьей 14 Федерального закона от 23.11.1995 № 174 ФЗ «Об экологической экспертизе», в составе документации, предоставляемой на государственную экологическую экспертизу (ГЭЭ), обязательно должны присутствовать материалы обсуждений объекта с гражданами и общественными организациями (объединениями). 

Участие общественности обеспечивается заказчиком, организуется органами местного самоуправления или соответствующими органами государственной власти при содействии заказчика и в соответствии с российским законодательством. 

- Стоит обратить внимание, что из пяти существующих видов муниципальных образований, только два имеют право проводить общественные обсуждения: городской округ и муниципальный район. В отдельных случаях перечисленные муниципальные образования могут делегировать свои полномочия в другие муниципальные образования, однако в таком случае необходимо соответствующее письмо.

- Муниципальное образование может иметь свой набор документов, регламентирующих проведение общественных обсуждений. Если таковых не имеется, процесс их составления может затянуться, поэтому заказчик может  оказать содействие в их разработке.

С целью информирования общественности о намечаемой хозяйственной и иной деятельности краткие сведения публикуются в официальных изданиях федеральных органов исполнительной власти (для объектов экспертизы федерального уровня), в официальных изданиях органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, на территории которых намечается реализация объекта ГЭЭ.

- Публикацию о намечаемой хозяйственной и иной деятельности и порядке проведения общественных обсуждений можно размещать в официальных печатных изданиях, в каждом регионе существует соответствующий перечень. 

- Для публикации на федеральном уровне можно использовать печатные издания: «Российская газета» и «Транспорт России».

В публикации представляются сведения о: названии, целях и месторасположении объекта ГЭЭ; наименовании и адресе заказчика или его представителя; органе, ответственном за организацию общественного обсуждения; предполагаемой форме общественного обсуждения, а также форме представления замечаний и предложений; сроках и месте доступности проектной документации, включающей материалы по оценке воздействия на окружающую среду; иной информации. 

- При оформлении публикации в СМИ, стоит обратить особое внимание на название объекта. Не допускается его сокращение или изменение.

- Если реализация намечаемой хозяйственной и иной деятельности планируется в двух и более субъектах федерации, то публикации необходимо размещать как в федеральных, так и в региональных СМИ.

Заметка о планируемой деятельности публикуется в средствах массовой информации строго за 30 дней до окончания проведения общественных обсуждений.

- При публикации заметки в СМИ очень важно соблюдать сроки. Они должны быть одинаковы для всех изданий. В качестве примера можно привести ситуацию, когда заметка не попала в нужный номер газеты, и  с даты публикации до даты окончания проведения общественных обсуждений остается 29 дней. В муниципальной газете удалось опубликовать заметку чуть раньше и до окончания общественных обсуждений остается 31 день. В таком случае, процедура общественных обсуждений не соблюдена, экспертиза потребует повторного проведения общественных обсуждений, а это дополнительные затраты времени и денег.

С момента публикации заметки, заказчик обеспечивает доступ общественности к материалам по оценке воздействия на окружающую среду для ознакомления и предоставления замечаний, ведет документальный учет поступивших замечаний и предложений.

Сам процесс обсуждения объекта с общественностью может иметь различные формы (опрос, слушания, референдум и т.п.). Форма и место проведения определяются постановлением муниципального образования о проведении общественных обсуждений. 

- Если общественные обсуждения проходят в форме опроса, то к документации необходимо прикладывать опросные листы.

По окончании общественных обсуждений по планируемой деятельности заказчик составляет протокол, в котором четко фиксируются основные вопросы обсуждения, а также предмет разногласий между общественностью и заказчиком (если таковой был выявлен). Протокол подписывается представителями органов исполнительной власти и местного самоуправления, граждан, общественных организаций (объединений), заказчика.

Протокол проведения общественных обсуждений в качестве одного из приложений входит в окончательный вариант материалов по оценке воздействия на окружающую среду намечаемой хозяйственной и иной деятельности.

Таким образом, если следовать указанным рекомендациям, можно за непродолжительное время получить все необходимые материалы по учету общественного мнения.


Список статей